...lupus est (svart_ulfr) wrote in demonolatria_ru,
...lupus est
svart_ulfr
demonolatria_ru

  • Music:

Кеназ Филан. Справочник по новоорлеанскому вуду. Куклы духов

(C) перевод svart_ulfr


Вуду-1


Куклы духов

Всем нам знаком этот стереотип: скрюченный старый колдун наносит удар кукле при мерцающем свете костра; затем камера крупным планом показывает жертву колдовства, вопящую и корчащуюся в агонии. Скорее всего, вы видели в продаже комплекты «Кукол вуду», вместе с булавками и инструкциями по применению против ваших врагов, и возможно, даже приобрели некогда один из них! Такие куклы – важный элемент голувудских представлений об ужасах вуду; задействованы ли они как жуткий реквизит, или же выступают в качестве забавных игрушек, серьезно воспринимать эти штампы, конечно же, не стоит.

Столь любимые туристами новоорлеанские куклы вуду чаще всего представляют собой палочки или ложки, обернутые яркими цветными нитями и украшенные перьями и аппликациями. Было бы достаточно легко счесть их безделушками для туристов, основанными на мифах. Но, как и во многих мифах Нового Орлеана, в этих легендах есть своя правда. Большинство рядовых покупателей будет радоваться этим оригинальным сувенирам, но желающим обратиться к их силе нужно видеть глубже.

Фетиши и минкиси


Нкиси, известный под именем Кикоку, упоминаемый также и другими авторами, представлял собой изображение мужчины, вырезанное из черного дерева, и находился в деревне Кинга, что на побережье Лоанго. Он отвечал за спокойствие моря, даровал богатый улов и хорошую торговлю. Украденный однажды ночью двумя юнцами с португальского корабля, идол был поврежден. Увидев это, похитители прибили голову и руку статуи обратно к телу гвоздями и под покровом ночи вернули изваяние в деревню. История немедленно разошлась среди нганга, которые утверждали, что Кикоку побывал в Португалии и вернулся домой на корабле, полном товаров. Вскоре после этого португальский корабль потерпел кораблекрушение у берегов Лоанго.

Зденка Волавкова 1


Знахари из Конго (нганга) обеспечивали себе безбедную жизнь, создавая магические статуэтки (нкиси, множественное число – минкиси) для своих заказчиков и общин. Португальские моряки, впервые столкнувшиеся с этими магическими предметами в пятнадцатом веке, называли их feitiços, - словом, обозначавшим чары и амулеты. Сегодня их чаще называют фетишами. Головы или животы у некоторых из них выдолблены изнутри, чтобы наполнять идолов специальными веществами, такими, как земля, кровь или магические травы. Другие украшены рогами, раковинами, гвоздями, перьями, металлом, веревками, краской, тканью или же бусинами. Некоторые из этих фигур наделены одновременно мужскими и женскими признаками, что отсылает нас к предвечному андрогину, первопредку всего человечества. У иных фигурок по два лица, так что они могут охранять владельца от угроз с любой стороны. Глаза и «знахарский пластырь» («заплатка» на отверстии, куда помещают тайные вещества и травы, которые и наделяют статую душой), как правило, закрыты зеркалами, которые должны ослепить или напугать злых духов, а также используются для предсказаний. Глядя в них, нганга способен войти в транс и отправиться в мир духов (глава 24).

Фетиш «нконди» (что значит «охотник», во множественном числе minkondi) применяют, чтобы выследить вора, злого колдуна, или иную угрозу для общины. Чтобы побудить находящегося в ней духа к действию, перед статуей взрывали порох и вбивали в ее деревянное тело гвозди, в то время как кровожадные воззвания убеждали идола обрушить на врага жестокую месть. Помимо этого, нконди может быть свидетелем клятвы. Договаривающиеся скрепляют сделку или приносят клятву, забивая в статую гвоздь или шип. Считалось, что нконди покарает нарушителя соглашений, наслав на него болезнь или даже смерть. В старом и могущественном идоле торчит так много гвоздей и лезвий, что он походит на дикобраза: каждый гвоздь, как принято считать, способен «разбудить» духа для выполнения конкретной задачи.

Те же, кто полагает свою болезнь результатом козней нконди, также забивают в статую гвозди, чтобы направить болезнь обратно, на колдуна, наславшего ее. Кроме того, жертве волшебства может помочь «мбула» – статуя, испещренная маленькими отверстиями, заполненными порохом, которые символизируют винтовки. К таким идолам прибегают, чтобы уничтожить злых духов, угрожающих отдельным людям или деревне в целом. Вдобавок, люди могут воззвать и к идолу «на мгонга» - благодушному духу, способному, как считалось, принести удачу и исцеления тому, кто сможет его умилостивить. Ждущие ребенка женщины делали статуе нкиси особые подношения – «билонго»: смесь из глины, трав и других веществ помещалась в ткань, а затем ее оборачивали вокруг идола, чтобы обеспечить безопасные роды и здорового ребенка. И в то время, как многие деревни могут похвастать общинными минкиси, некоторые семьи и люди обладают собственным нкиси, призванным защищать владельца и отвечать за его процветание.

Есть неопровержимые доказательства того, что по крайней мере некоторые из новоорлеанских королев вуду обладили личными минкиси. Статуя, конфискованная у Мари Лаво (глава 14), судя по описаниям, напоминала кентавра. Многие статуи-минкиси наделены чертами одновременно человека и животного, и королева вуду Бетси Толедано утверждала, что их объединение «было африканской религиозной организацией, тайны которой перешли к ней от бабушки, и что они берут начало от древних владычиц Конго» 2.

Хотя современные куклы вуду, которые продаются в Новом Орлеане, обычно сделаны в Китае, их конструкция указывает на первоначальное влияние культуры Конго. Ложки или палочки, обернутые в разноцветные ткани, часто использовались в качестве фетишей народами конго и банту. В этой «обертке» чаще всего и спрятаны травы или другие колдовские вещества, которые привлекают к кукле духов, и тем самым «оживляют» ее – этого как раз лишены куклы для туристов. Перья, которыми украшают верхнюю часть куклы, можно трактовать как символ молнии, то бишь нисходящего в куклу духа. Они также могут служить практической цели «дать духу крылья»: считается, что применение птичьих перьев способно даровать способность к полету.

Творцы сувенирных кукол вуду, скорее всего, не слишком-то интересуются африканскими корнями новоорлеанских колдовских практик. Но они (или китайские компании, которые заполнили рынок своей продукцией) с удивительной точностью воспроизводят конголезские фетиши. В свою очередь, многие креолы и чернокожие практики вуду частенько обращаются к европейской традиции, создавая кукол. Со временем они прославились этим мастерством на весь мир, и их произведения отождествляются уже не с европейским колдовством, а с африканскими практиками.


Куклы


Вероятно, наиболее привычным применением принципа "подобное производит подобное" являются предпринимавшиеся многими народами в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению или уничтожению последнего в полной уверенности, что человек, против которого направлены эти магические действия, испытает при этом те же страдания или умрет.

Джеймс Г. Фрэзер, пер. М.К.Рыклина 3.



Многие колдовские заклинания основаны на принципе, который автор «Золотой ветви» называет «законом подобия». Если, к примеру, предмет «А» напоминает предмет «В», то его можно использовать для влияния на предмет «А» - хорошего или дурного. Создавая образ, или симулякр вашей цели, вы создаете между ними особую связь, чтобы ваши чары сработали. Эта концепция возникла еще в доисторические времена. Шестнадцать тысяч лет назад палеолитические шаманы рисовали оленей и бизонов на стенах пещеры Ласко, чтобы обеспечить хорошую охоту. Во времена правления Рамзеса III (1187-1156 до н.э.) группа жрецов, придворных, и обитательниц гарема были приговорены к смертной казни – они пытались с помощью восковых фигур навести вредоносные чары на фараона и его телохранителей. Почти через 2600 лет, в 1591 году, несколько жителей Северного Бервика, приморского городка в Шотландии, казнили по обвинению в изготовлении воскового изображения короля Иакова VI Шотландского: эта фигурка затем была ими расплавлена.

Чтобы сделать эти фигурки еще действеннее, ведьмы частенько следовали принципу, который Фрэзер называл «законом контакта» или же «законом заражения». Любое изображение может быть эффективно использовано колдуном, но непосредственно связанное с человеком будет значительно действенней. Прядь волос или обрезки ногтей жертвы – вот наиболее часто применяемые для изготовления таких кукол элементы. Менструальная кровь или сперма часто используются в сексуальной или любовной магии, а в крайнем случае можно использовать даже подпись человека. (Одна весьма распространенная в Новом Орлеане африканская методика – это взять немного земли из следа вашей жертвы. Считается, что след наделен частичкой сущности оставившего его человека, и направив вредоносные чары на его ноги, можно наслать хромоту, паралич, безумие или даже смерть).

Куклу можно сделать из великого множества материалов. Вы можете создать ее из воска, глины, или даже имбирного пряника. Куклы, используемые в новоорлеанских колдовских практиках, обычно имеют форму человека: они сделаны из ткани, а внутри набиты испанским мхом или хлопчатобумажным тиком, вкупе с соответствующими травами и личными вещами. Например, если вы хотите заставить неприятного соседа уехать, то куклу можно наполнить землей из его следа, сушеными кошачьими экскрементами, красным перцем и серой – если человек наступит на нечто подобное, то наверняка он поспешит покинуть это место! Добавьте в куклу, предназначенную для убийства врага, несколько волос жертвы и немного кладбищенской земли. Кукла, чтобы добиться любви у вашего избранника, может быть начинена лепестками роз и сахаром. (Вопреки голливудским мифам, способов манипуляции с куклами много больше, чем просто вонзать в них иголки!)

Как только вы, любым доступным способом, создали свою куклу, назовите ее в честь выбранного вами человека. Традиционный католический способ совершить это – обряд крещения. В то время как полный торжественный обряд имеет право отслужить только рукоположенный священник, есть и более короткий частный ритуал, который может провести любой. Для этого куклу наряжают в белые одежды, в идеале – белую мантию. Нужна также белая свеча, желательно - благословленная священником, и немного святой воды (она есть в любой католической церкви). Зажгите свечу и помолитесь; очень хорош для такого случая Розарий (глава 12). После этого окропите куклу святой водой и скажите: «[Имярек], я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Подуйте на куклу и ощутите, как ее наполняет дыхание жизни, как она становится живым существом, тесно связанным с выбранным вами человеком.

Теперь, когда ваша кукла хорошо заряжена, вы можете сделать с ней, или для нее то, что должно произойти с объектом ваших чар. Если вы хотите использовать куклу для приворота, окружите ее конфетами и сладостями. Беседуйте с ней каждый день, говоря о том, как сильно вы ее любите, и как страстно желаете, чтобы ваша любовь стала взаимной. Можно втирать в сердце куклы мед или сироп из тростникового сахара, чтобы в человек пробудилась к вам нежность; или же можно помазать куклу маслом «Следуй за Мной, Парень» (глава 21), чтобы стимулировать интерес к вам. Если вы хотите получить от босса повышение, наденьте на шею куклы веревку и свяжите ее так, чтобы фигурка оказалась стоящей на коленях, приняв покорное вам положение. Вы также можете вложить в куклу немного лапчатки, дягиля (оба эти растения используются, чтобы обрести контроль над человеком) и коричневого сахара, чтобы заставить босса быть с вами полюбезнее. Для вредоносных чар можете прибегнуть к освященной веками традиции втыкать в куклу булавки. Еще можно положить куклу в крошечный гроб и закопать его на кладбище, в надежде, что когда кукла сгниет, ваша жертва умрет. На куклу для исцеления можно регулярно возлагать руки и молиться (или даже использовать методики лечения Рейки!), или же наполнить ее травами, предназначенными для лечения объекта ваших чар. Помните, что применение кукол ограничивается лишь вашей фантазией!


Религиозные статуи и изображения



Почитание статуй и изображений долго было предметом спорным. В 726 византийский император Лев III издает указы, запрещающие почитание статуй и икон. Последовавшие за этим протесты ввергли империю в религиозный конфликт, длившийся пятьдесят лет. В Европе протестантские реформаторы уничтожили массу исторических произведений искусства, да и сегодня некоторые протестанты все еще обвиняют католиков в идолопоклонстве. А в 2001 году в Бамиане (Афганистан) талибы уничтожили две огромные статуи Будды, созданные в шестом веке, утверждая, что это неисламские идолы. Но само существование этих аргументов только доказывает важность религиозной и духовной образности.

Критики могут утверждать, что статуи и литографии приводят нас к поклонению творениям вместо самого Творца. Практикующие возражают им, утверждая, что эти образы помогают нам приблизиться к тому, что лежит за пределами нашего понимания. Изображения Иисуса напоминают нам, что он был одновременно истинным Богом и истинным человеком. Они делают его осязаемой реальностью в глазах последователей, а не только бесплотным символом. Образы облегчают визуализацию и сосредоточение; они дают нам возможность соприкасаться с богами не только на чисто интеллектуальном уровне, но и на инстинктивном, нутряном. В тех культурах, где большая часть населения неграмотна, изображения могут использоваться для передачи этических и духовных идей. Знак помогает нам приблизиться к означаемому; он может выступать как средство передачи самой идеи художником, и как коммуникационное устройство, соединяющее нас с божественным.

Статуи и изображения были очень важны для христиан Центральной и Южной Африки. В 1491 году правитель Конго Нзинга Нкуву был крещен как Жуан I, король Конго. С помощью ряда португальских священнослужителей и мирян, он и позже его сын, Афонсу I, учредил синкретическую религию, где католицизм сочетался со многими традиционными верованиями Конго. Как писал в 1864 году шотландский очевидец Уильям Уинвуд Рид (истовый светский гуманист и атеист, не слишком симпатизирующий религии вообще и католицизму в частности): «В том, что касается религиозных церемоний, негры не фанатики. Пока все ограничивалось крещением, показом изображений Богородицы и святых, раздачей четок и реликвий, и Агнцем Божиим, новообращенные христиане были удивлены и восхищены.»4.

В эпоху Среднего Пути, большинство американских рабовладельцев было протестантами. Рабовладельцы и надсмотрщики сочли бы почитание христианских образов не меньшим идолопоклонством, чем почести, воздаваемые нкиси или африканскому фетишу. Поэтому в практиках худу на большей части Соединенных Штатов так мало использовались статуи или религиозные образы. Вместо этого, протестантский акцент на изучение Писания породил традицию «магических псалмов», когда святая Книга Псалмов и другие библейские стихи использовались, как действующие заклинания.

Но в Луизиане жило множество католиков. Вся элита, прослеживавшая свои корни во Франции и Сан-Доминго, была с рождения католической, даже если и не отличалась особой набожностью. Затем в Новый Орлеан потянулись иммигранты из Италии и Ирландии. В какой-то момент Французский квартал стал в значительной мере Сицилийским, а район между Мэгезин стрит и рекой стал известен как Ирландский канал. Эти верующие не стыдились демонстрировать свою преданность с помощью произведений искусства. Ранние храмы вуду Нового Орлеана традиционно были полны статуй Девы Марии, святых и ангелов, помимо африканских и иных образов. (Одной из самых ценных вещей доктора Джона был покрытый искусной резьбой слоновий клык, тогда как Мари Лаво, по воспоминаниям очевидцев, держала на алтаре статуэтки льва и тигра, предназначенные для «дурных дел» или боевой магии).

Святые иногда «дублировали» африканских духов, как это было в случае Архангела Михаила, ставшего Даниэлем Бланком (глава 13), или Святого Антония Падуанского, ставшего Йоном Сью (глава 15). Но они почитались и сами по себе, как могущественные защитники и чудотворцы. Это не удивительно, учитывая традиционное для Конго уважение к предкам и духам, как посредникам между Богом и людьми. Но вне зависимости от того, воспринимались ли они как африканские духи или христианские святые, к их изображениям относились практически одинаково. Приверженцы чествовали их цветами, пищей, напитками и свечами, говорили с ними, словно бы они были живыми – потому что для верующих они и были живыми!

С магической точки зрения, это не лишено смысла. Многие экстрасенсы отмечают, что любимая ребенком игрушка может обрести собственную жизнь. (Билл Уоттерсон пришел к чему-то подобному, когда создавал хронику приключений Кальвина и его игрушечного тигра Хоббса). Питая образ энергией, вы создаете мыслеформу. При повторных "кормлениях" энергией и вниманием она будет развиваться. Этот процесс идет гораздо интенсивнее, если до вас тот же образ уже "кормили" миллионы верующих. Многие образы Богородицы, например, питали на протяжении веков, и им приписывают многочисленные чудеса. Помещая образ святого у себя дома или в храме, вы тем самым подключаетесь к уже развитому эгрегору - мыслеформе, которую питали целые поколения жрецов и верующих - и одновременно подпитываете его еще больше.

Если вы не хотите помещать дома статую святого, вы можете использовать вместо нее куклу. Они обычно используются медиумами как сосуды для духовной энергии и «дома» для их бесплотных друзей. Имя духа или святого можно написать на теле куклы чернилами подходящего цвета. Черный цвет подойдет для божества смерти, красный – для духа войны, зеленый – для богини плодородия, голубой – для бога моря или воды. Вы также можете выбрать цвет, наиболее часто связываемый с этим духом. (Серебряные или золотые чернила годятся почти всегда). Оденьте куклу в соответствующие одежды, и поместите на специально отведенное место. Регулярно кормите ее, принося дары и беседуя с ней, и сами слушайте ее, если кукла захочет поделиться своей мудростью.

Эта техника подходит для работы с самыми разными духами, помимо тех, что задействованы в практиках вуду Нового Орлеана. Королевы вуду всегда были открыты для работы с любыми сущностями, хорошо расположенными к ним и способными показать хороший результат. Если вы уже установили контакт с духом – наставником, то можете даровать ему и «дом» в соответствующем изображении. Это поможет вам улучшить связь с духом и сделает ваши отношения более конкретными и личными. Совершая подношения вашим духам, вы делаете их сильнее и обеспечиваете большее внимание к вашим просьбам. В мире духов взаимность важна не меньше, чем в нашем собственном. Те, кто дают щедрые подарки, намного вероятней получат в ответ и богатое вознаграждение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments